Порт детской морской флотилии в МДЦ "Артек" республика Крым
Авторский коллектив: Чиркин А.Г., Сергеев А.А.
Эскизный проект реконструкции Детской морской флотилии в Артеке выполнен по инициативе Региональной общественной организация содействия развитию подрастающего поколения «Молодежная Морская Лига». Морской порт Артека (официально Морской комплекс МДЦ "Артек") был сдан в эксплуатацию в 1968 году и в настоящее время функционирует как всесезонный комплекс, способный принимать как
шлюпки, катера и яхты, так и теплоходы водоизмещением 150 тонн (прогулочный теплоход "Артек" на 200 мест), Работает морская спасательная служба. Порт защищен от моря волноотбойной стеной и имеет удобную гавань, которую по праву называют лучшим местом на Южном берегу Крыма для швартовки морских яхт. В составе морского порта находится Детская морская флотилия, образованная в 1989 году.
Общий вид сверху порта детской морской флотилии
Общий вид порта детской морской флотилии
Концепция развития МДЦ "Артек" до 2020 года, разработанная в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2014 года, формулирует новую Миссию Артека как инновационной образовательной площадки. В Концепции содержатся положения о развитии Детской морской флотилии.
Кроме расширения флота маломерных судов, необходимы новые учебные пространства, мастерские и эллинги, где курсанты могли бы самостоятельно строить и ремонтировать яхты, оборудованные открытые площадки для занятий и общения. Также реконструкции требуют все гидротехнические и обслуживающие сооружения.
Развертка порта по береговой линии
План порта детской морской флотилии
Учитывая универсальную направленность морского порта Артека, в настоящем проекте предлагается разделить общую техническую зону порта и учебно-просветительскую зону ДМФ с обособленным доступом для детей со стороны лагеря "Лесной". Учебно-просветительская зона ДМФ формируется от существующей диспетчерской порта в северо-восточном направлении вдоль набережной с расширением зоны порта на 50 метров в составе:
1. Проектируемое учебное здание ДМФ размерами в плане 15x45 м
2. Кают-компания ДМФ (реконструкция) с выносом существующих санузлов для персонала в тех. зону
3. Здание 2-х эт. для парусных отрядов (реконстр.) с душевыми
4. Такелажный класс(надстройка) над обслуживающим помещением (в плане - шкиперская)
5. Площадка для зрительских мероприятий - "амфитеатр" на 200 мест
1. Проектируемое учебное здание ДМФ размерами в плане 15x45 м
2. Кают-компания ДМФ (реконструкция) с выносом существующих санузлов для персонала в тех. зону
3. Здание 2-х эт. для парусных отрядов (реконстр.) с душевыми
4. Такелажный класс(надстройка) над обслуживающим помещением (в плане - шкиперская)
5. Площадка для зрительских мероприятий - "амфитеатр" на 200 мест
6. Открытая площадка размерами 20x20 м для обслуживания шлюпок «ЯЛ-6» и подобных длиной до 7,2м.
7. Открытая площадка размером10х17 м для ремонта яхт и катеров.
8. Общий навес над площадками и амфитеатром
9. Шлюпочный причал №1 (реконструкция) с устройством бокового трапа
10. Шлюпочный причал №2 (реконструкция) со смотровыми площадками
11 . Зона набережной с комплексным благоустройством, местами для отдыха, теневыми навесами, площадкой для инструктажа и т.д.
12. Тельферы для подъема и спуска судов.
Транспортное обслуживание объектов ДМФ осуществляется по верхней дороге и набережной со стороны моря. Для удобства сообщения флотилии с лагерями прибрежной зоны устраивается отдельный вход с верхнего уровня непосредственно на террасу 2-го этажа учебного здания.
7. Открытая площадка размером10х17 м для ремонта яхт и катеров.
8. Общий навес над площадками и амфитеатром
9. Шлюпочный причал №1 (реконструкция) с устройством бокового трапа
10. Шлюпочный причал №2 (реконструкция) со смотровыми площадками
11 . Зона набережной с комплексным благоустройством, местами для отдыха, теневыми навесами, площадкой для инструктажа и т.д.
12. Тельферы для подъема и спуска судов.
Транспортное обслуживание объектов ДМФ осуществляется по верхней дороге и набережной со стороны моря. Для удобства сообщения флотилии с лагерями прибрежной зоны устраивается отдельный вход с верхнего уровня непосредственно на террасу 2-го этажа учебного здания.
Генплан порта в МДЦ "АРТЕК"
Композиция порта в первую очередь определяется закрытой от моря акваторией и фланкирующими ее зданиями и сооружениями на берегу. Более чем 200-метровай линия застройки формируется низкими протяженными объемами. На юго-западном конце - здание эллингов с ритмичной колоннадой и навесом. Затем предлагается возвести навес
с шагом 7,5 м, под которым "собраны" площадки различного назначения, амфитеатр, а также разрозненные сооружения порта, подлежащие реконструкции. На северо-западном конце предлагается новый учебный объем с выдвинутой в сторону моря акцентным элементом - "этажеркой" смотровых и сигнальных площадок.
Вид на порт с северо-восточной стороны побережья
Вид на учебное здание МДФ
Различная пластическая трактовка объемов придает композиции динамику, даже при нюансной разнице в высоте. При восприятии с моря любой объем будет недостаточно высоким на фоне высокого берега. Здесь будут неуместны высотные акценты. Исключение - маяк, который планируется возвести там, где он необходим - на завершении главного волноотбойного мола при входе в гавань.
Нет смысла дублировать его подобным объемом на берегу. Предусматривается устройство покрытия площадок для учебных занятий современным, высокопрочным, нескользящим материалом. Предусматривается комплексная реконструкцию набережной, с обетонированием арматуры и других конструктивных деталей.
Вид со стороны амфитеатра
Aрхитектура Детской морской флотилии должна отражать тематику морских походов, открытых всем ветрам пространств. Идеологическое начало - в свободной архитектуре корпусов Нового Артека, построенных в 60-х гг. коллективом под руководством А.Т.Полянского. В ней заложена
архитектоника "честных" и открытых конструктивных элементов, парящих и пронизанных солнечным светом террас, лестничных маршей. Такая архитектура лучше всего подходит для обучения и познания, для смелого взгляда человека навстречу морю, бросающего свой вызов.